Беседы с архипастырем

«Цивилизованный выбор Украины»: на пути к европейским «ценностям»

Сегодня человечество словно повисло над пропастью. Войны, беззакония, попрание Божиих Заповедей, оскудение веры и все более настойчиво культивируемые пороки будто испытывают долготерпение Божие. Даже когда-то сильная верой Украина полыхает в огне, и войне не видно конца. Что с нами происходит? Об этом мы беседуем с ректором Минских Духовных Академии и Семинарии архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

—  Ваше Высокопреосвящен­ство, все мы молимся о брат­ском украинском народе. А как это нелегкое время пе­реживает Православная Церковь на Украине?

—  Украинская Православная Цер­ковь вместе с народом пережива­ет все ужасы гражданской войны. Она молится о вразумлении воюю­щих и всех призывает к миру. За время боевых действий на востоке Украины Церковь потеряла ряд священнослужителей, разру­шены многие монастыри, а уце­левшие переполнены беженцами.

     Печально, что чада Церкви при­сутствуют по обе стороны конфлик­та. Православные христиане — и воюющие, и мирные жители — гиб­нут под пулями и снарядами, уми­рают от ран, полученных в боях, при артиллерийских обстрелах и бом­бардировках. Все тяжко страдают от отсутствия воды, лекарств, голода и холода. Еще недавно такое даже представить было невозможно!

—  Ваше Высокопреосвящен­ство, украинское общество рас­кололось, мнения людей разде­лились: одни поддерживают На­циональную гвардию, другие — ополченцев. Чем может закончиться эта трагедия?

—  Еще древние говорили, что в гражданской войне нет победите­лей и проигравших, каждый оста­ется побежденным. Без сомнения, это так, потому что военными сред­ствами никогда не добиться мира.

     И самое трагичное, на мой взгляд, в том, что у каждой из сто­рон этого страшного противостоя­ния своя правда, своя истина, свой взгляд на реальность. Все словно погрузились в кошмарный сон: рвутся снаряды, гибнут люди. Зло, как говорил царь Петр I, тихо летать не может...

     Но, с другой стороны, разве все это удивительно, если учесть, как мы «заботимся» о своем духовном здоровье?

     Ведь посмотрите, какое отно­шение с раннего детства воспиты­вается к самым страшным смерт­ным грехам! Не только дети по­старше, но и двух- и трехлетние ма­лыши сидят с планшетами и играют в «стрелялки». Едва научившись разговаривать, они уже учатся уби­вать. Таким образом к тяжелейше­му злу привыкает еще неустойчивое сознание, а затем приобретенные «навыки» переносятся в реальную плоскость.

     Но ведь кто-то же заинтересован в том, чтобы насаждать это зло! Хотя всем прекрасно известно, чем чреваты современные ком­пьютерные игры. Это далеко не бе­зобидное развлечение и тем более не средство для развития логики и ума, а ломающее психику погру­жение в мир жестокости, насилия, убийств.

     К большому сожалению, наши дети проводят за компьютером практически все свободное время: за ним едят и учат уроки, засижи­ваются до глубокой ночи, раздра­жаются, если кто-то отвлекает их.

     Как результат они получают осо­бую психическую зависимость, да еще и тягу к агрессии. 

—  Очевидно, именно потому новоизбранный блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, главной задачей своего служения и назвал подня­тие духовного уровня общества?

—  Да, Владыка Онуфрий объя­вил, что для преодоления кон­фликта на Украине нужно прежде всего каждому начать с заботы о личном благочестии, с очищения каждым своего сердца.

     Но это совсем не простая зада­ча — очищение своего сердца. Ведь пороки мы более склонны видеть не в себе, а в ближних, и озабочены чаще бываем чужими грехами, нежели своими. Хотя всем известна простая истина: что человек в ближнем видит, то вну­три себя и имеет.

     Со злом, которое внутри нас есть, нужно бороться неустанно. Но что такое зло, знает только тот, кто имеет опыт покаяния.

     Покаяться — значит распять свой грех перед Господом. Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать — хорошо, а если нет — про­си прощения у Бога: «Господи, по­милуй мя, падшего».

     Благодать и мирное настроение нисходят на душу, если мольба шла из глубины ее и была искрен­ней. Но нужно помнить, что обра­титься к Богу с надеждой, призвать Его на помощь — этого еще недостаточно, ибо многое в нашей жиз­ни зависит от нас самих.

—  Дмитрий, герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карама­зовы», в своей исповеди выска­зывает библейскую мысль: серд­це —поле духовной битвы, где диавол с Богом борется. А значит, чтобы мир стал лучше, нужно прежде всего по­бедить зло в себе?

—  Именно этому и учат нас свя­тые отцы. Сердце есть то таинственное ме­сто, в котором происходит встреча человека с Богом — божественным Логосом. Тайна сердца в том и со­стоит, что оно может быть источ­ником доброй или злой воли.

     Согласно Священному Писанию, есть сердце лукавое, сердце сует­ное, сердце неразделенное, даже звериное. Из глубин сердца чело­веческого исходит не только лю­бовь, но и злые помыслы, прелю­бодеяния, любодеяния, убийства. Поэтому мы молимся, обращаясь к Богу: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (50-й псалом).

     На земле, как верно отметил философ Иван Ильин, есть только одно истинное счастье — блажен­ство любящего и поющего сердца, ибо оно уже прижизненно враста­ет в духовную субстанцию мира и участвует в Царствии Божием. Но сейчас наступило время, я бы ска­зал, бессердечия. Жертвенность, сердечность и любовь почти из­гнаны из современной жизни.

     Диавол возбуждает в людях ссоры, зависть, ненависть. Все его приемы служат одной цели — отвратить серд­це человека от возможности узнать об истинном Боге, Творце.

     Диавол, предводитель духов зло­бы, предчувствуя близкий конец, всю свою рать поднимает на усколь­зающих из-под его влияния лю­дей. Он сеет злобу, предела кото­рой, дай Бог, чтоб нам никогда не увидеть. И эта злоба всячески ищет себе выражение.

—   К сожалению, Владыко, мир все больше отходит от жизни духовной. Сегодня Европа дик­тует всем свои «ценности» и открыто — идет против Бога. Отказ от понятия биологиче­ского пола, усыновление детей однополыми парами — эти «но­вации» уже можно назвать ви­зитной карточкой Европы. Каким же путем дальше пой­дет человечество?

—   Мы живем в эпоху войны культур и ценностей. Есть революции и вой­ны политические — с боевыми дей­ствиями. А есть культурные — спо­койные и незаметные, но цепко зах­ватывающие умы людей. Именно к та­кому виду и относится происходящая в мире «гендерная революция».

      Ценность любой цивилизации за­ключается в том, чтобы принести духовную пользу человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос, способна ли она в мыслях, чувствах, словах и делах челове­чества отражать ту единственную непреходящую правду, которая имеет значение в Вечности.

     Можно с большой долей уверен­ности сказать, что европейская ци­вилизация XXI века не отвечает этим требованиям.

     Сегодня Европу захлестнула все­дозволенность разврата. Но ведь зло стоять на месте не может. Если не каяться и не отвращаться от него, оно будет быстро погло­щать людей и захватывать все но­вые позиции.

     Обратите внимание: вскоре по­сле того, как в Европе стали ак­тивно принимать законы об одно­полых «браках» и усыновлении де­тей извращенцами, там же начала активно обсуждаться легализация... инцеста. Дожили! Теперь уже ев­ропейской нормой открыто при­знается интим между отцом и до­черью, матерью и сыном, братом и сестрой и другими родственниками, включая кровных. Вряд ли до это­го доходило даже в Содоме и Го­морре.

     В первую очередь «позаботи­лись» о детях: в программу на­чальных школ вводится специаль­ный предмет «инцест» — об этом еще год назад заявила по общена­циональному ТВ министр детей и гендерного равноправия Норвегии Инга Марте Тхурдкильдсен. А за ос­нову предмета взята программа, уже прошедшая апробацию в одной из школ провинции Вестфолла.

     Тех же, кто против, предполага­ется наказывать с помощью госу­дарственных принудительных мер.

     Таким образом, легализованы греховные отношения. Легализо­ваны людьми, которые называют себя «новое гендерное сообще­ство». А европейские политики, нимало не смущаясь, инцест пуб­лично представляют как «европей­скую гендерную норму».

—  Ваше Высокопреосвящен­ство, известно, что грех зара­зителен. Не может ли эта мер­зость перекинуться и на нас?

—  Обязательно перекинется, если мы будем равнодушны к ду­ховной жизни, забудем о Боге и о Его Законах. А Законы эти нужно непременно выполнять, потому что они не менее важны для нас, чем законы материального мира.

     Господь предупреждает и даже просит, умоляет нас: не вредите себе, не грешите, не убивайте, не завидуйте, не воруйте, не лукавь­те, не клевещите! Вы же себе де­лаете хуже, потому что каждый грех несет в себе наказание: стра­дания, скорби, беды и потрясения. Но многие об этом даже не думают.

     Преподобный Антоний Великий говорит: «Бог благ и бесстрастен и неизменен... Он о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним».

     Жить нужно не так, как вздума­ется, а как учит нас Создатель и Отец наш. Так давайте же стре­миться к жизни богоугодной, ста­раться душу очищать покаянием. Несомненно, это требует большо­го духовного труда. Но если учесть, что впереди нас ждет жизнь вечная, то ради нее стоит потрудиться.

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

27.08.2014